ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ОКАЗАВШИМСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

 

 

Досудебное взыскание долгов с физических и юридических лиц т. 8 (495) 650-56-77

Правосознание наших соотечественников - российских граждан стремительно развивается. Заметно это абсолютно во всех сферах жизнедеятельности. Идет большая работа по консолидации общества. Это не могло не отразиться положительно и на финансовых институтах, в том числе коллекторской отрасли. Стоит отметить, что принципиальных изменений в формах и методах работы коллекторов в последнее время не происходит ввиду того, что на протяжении нескольких лет складывалась практика взаимодействия кредиторов, взыскателей и заемщиков под пристальным вниманием правоохранительных органов и правозащитных организаций. Время показывает, что работать можно и без специального Закона о коллекторской деятельности, однако развитие гражданского общества, гражданских прав делает необходимым постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся финансовых интересов физических и юридических лиц. Закону о коллекторской деятельности необходимо отражать не только регламент работы и интересы взыскателей, но и интересы добросовестных заемщиков, а также детально прописать порядок взаимодействия кредитных организаций и заемщиков на всех стадиях исполнения договорных обязательств. Необходимо более детальное регламентирование взыскания в зависимости от признаков недобросовестности заемщиков, и, соответственно, сохранение жестких мер воздействия и общения с недобросовестными должниками и более мягкое взаимодействие с добросовестными заемщиками. Очевидно, что при разработке данного закона невозможно не учитывать мнение как представителей банковского сообщества, коллекторского профессионального сообщества, так и мнения заемщиков, защитников их прав. Остаются и проблемы, в том числе уровень финансовой грамотности населения, а также уровень правовой культуры заемщиков. Связано это с отсутствием у большой части населения необходимого опыта взаимодействия с финансовыми институтами. Эти вопросы на повестке дня ряда организаций, в частности общественной организации ФинПотребСоюз. В то же время, профессиональные взыскатели также в ходе своей работы ведут просветительскую работу с заемщиками, которые не имеют должный уровень или финансовой грамотности или финансовой дисциплины или правовой культуры, или всего вместе сразу. От того, насколько адекватно и быстро должник будет оценивать обязательства, обращаться с денежными средствами, настолько быстро он выберется из долговой ямы. Реальные истории должников, которые выбирались из сложных финансовых положений, опыт этих людей, несомненно, должны быть известны заемщикам, попавшим в сложную финансовую, а зачастую и жизненную ситуацию. Для этого нужны соответствующие группы в социальных сетях, бесплатные вебинары и тренинги. Это может послужить для кого-то стимулом, примером, ориентиром, кому-то сигналом к действию. В ходе формирования практики работы взыскателя с должником, стали очевидны преимущества регулирования финансового спора исключительно мирным, неконфликтным путем. Таковым является медиативный подход. Следствием такого подхода ожидается выход из тени многих «неконтактных» заемщиков. Данный подход обладает объединяющим свойством как для внутреннего российского, так и для мирового коллекторского рынка. Однако, данный подход может быть применим только при условии желания должника идти на контакт с взыскателем и его желанием погашать долг. Пока данные условия не будут выполнены, взыскателю не будет резонно применять медиативный подход. Работа с долгом, переговоры с должником ведутся постоянно одним специалистом, одним взыскателем, который собирает результаты переговоров, ведет досье должника. При медиативном подходе к урегулированию финансового спора между взыскателем и заемщиком устанавливается раппорт, по сути, установление мысленного контакта, связи, подразумевающей определенную меру доверия и взаимопонимания. Для достижения и сохранения этой связи необходимо постоянно уделять внимание четырем вопросам: чувство безопасности, уровень доверия, умеренный эмоциональный фон, разговор по существу проблемы, а не человека и его качеств. В последнее время активно обсуждается вопрос о предоставлении должнику права общаться с взыскателем исключительно в письменном виде, либо ограниченно посредством средств связи. В одностороннем порядке такое ограничение вводить весьма опрометчиво, это может негативным образом сказатся на итак слабой финансовой дисциплине заемщиков, не говоря уже о недобросовестных должниках с претензией на мошенничество. В то же время необходимо стремиться к лучшим мировым практикам, способствующим развитию современного цивилизованного общества и такое право добросовестного заемщика может быть предусмотрено в определенных случаях. По мнению ряда экспертов, в случае заключения медиативного соглашения, в котором будут прописаны объемы и сроки исполнения обязательств, заемщику вполне могло бы предоставляться право общения с взыскателем исключительно в письменном виде вплоть до полного и своевременного исполнения всех обязательств. Известным фактом считается очень высокий уровень исполнения договоренностей, достигнутых при медиативном подходе. Это напрямую связано с тем, что принятое решение, соглашение осознанно принималось в первую очередь самим заемщиком.

Возможность – такая вещь, которая нужна всем, но не у всех она есть.  Конфуций. 

ДОЛГ – ЭТО УВАЖЕНИЕ К ПРАВУ ДРУГОГО.  И.КАНТ

Основой медиативного подхода является уважение к личности, деловым обычаям, интересам, точке зрения, профессии и социальному положению. Кроме того, данный подход строится на условиях добровольности, открытости сторон, а также при благоприятных условиях для переговоров и совместного поиска взаимовыгодного решения. Как уже было отмечено, медиативный подход не может быть применен ко всем без исключения заемщикам. Ключевым условием здесь является добровольное желание должника исполнить обязательства и урегулировать спор с кредитором. Вероятно, если заемщик по каким-то вопросам прежде был введен в заблуждение прежними взыскателями или крайне недоволен методами их работы, с ним будет сложнее настроить достаточный для работы уровень доверия, установить раппорт. В таких случаях обязательно необходимо снять негативный эмоциональный фон, привести его в нормальное работоспособное состояние. Итак, при общении с заемщиком необходимо создать атмосферу безопасности. Для этого вполне уместно, например, попросить подробнее рассказать о своих трудностях и внимательно слушать ответы на задаваемые взыскателем вопросы. Или, например, если с должником прежде общался другой взыскатель, резонно уточнить, нет ли у заемщика каких-либо претензий. Свои сомнения в ответах заемщика взыскателю непременно нужно объяснять заемщику. Многие должники скрывают или маскируют действительные причины просрочек, однако решение говорить с взыскателем откровенно должник принимает сам и только добровольно. Вместе с тем, должника необходимо регулярно мягко подталкивать к этому. Стоит ли говорить о том, что пока одна из сторон переговоров будет намеренно вводить в заблуждение другую сторону, взаимоприемлемое решение едва ли найдется. Соответственно, переговоры будут иметь должный эффект тогда, когда должник будет честен с взыскателем. Своей целью взыскатель ставит помощь заемщику, необходимую поддержку. В то же время, взыскателю отведена роль надсмотрщика или политрука. Именно эти качества выделяют медиативный подход в урегулировании долговых споров и конфликтов. Необходимо правильно исследовать и установить источник препятствий, которые мешают заемщику исполнить обязательства, а затем работать над этими причинами. Причины могут быть в самом должнике (ему может не хватать необходимых навыков или знаний), в других людях (друзьях, партнерах, членах семей, которые сбивают с правильного пути) или в действительных обстоятельствах. До тех пор пока должник сам или совместно с взыскателем не установит реальные причины этих проблем, эти проблемы никуда не денутся, соответственно, и долговая проблема не будет решена. Огульно давать советы заемщику тоже не стоит, в ходе диалога к пониманию корня проблематики заемщик должен придти сам. Следует сделать невидимые для должника барьеры видимыми, взглянуть на проблемы с разных сторон, осветить их. Необходимо спросить у заемщика, думал ли он над этой проблемой и что, по его мнению, можно сделать. Попросить поделиться своими идеями, мыслями и переживаниями. Когда обнаружится, что должник не видит препятствий, которые ему мешают или не владеет ситуацией в полной мере, взыскатель выдвигает свои предложения. В то же время, советы необходимо давать исключительно по мере необходимости. Причины неоплаты всего две: это отсутствие должной мотивации и отсутствие возможности выполнить обязательства. Зачастую разбирать в каждом конкретном случае приходится обе причины, так как они неразрывно связаны. Стоит возникнуть у заемщика проблемы с возможностью в срок выполнить обязательство, как у него возникают проблемы с мотивацией дальнейшей работы с проблемой. Это может нарастать как снежный ком и в дальнейшем потребуются определенные усилия для того, чтобы баланс возможностей и мотивации позволил вернуться к работе над проблемой. В то же время при достижении достаточного уровня мотивации, поиск реальных возможностей выхода из сложившейся ситуации станет более эффективным. Должнику важно поверить в свои силы. Мотивация к реализации поставленных задач и принятых решений определяется верой заемщика в то, что он делает. Мотивацию должника необходимо проверять после всех достигнутых заключений и принятых решений. Это можно сделать внезапным вопросом, требующим в качестве ответа подтверждения заемщиком намерения выполнить принятые им решения. Необходимо стремиться поддерживать оживленный и жизнерадостный разговор. В разговоре не надо искать виноватых, надо искать пути выхода из сложившейся ситуации. Следует быть крайне внимательным к тому, что говорит должник, определять важные для него моменты. Необходимо давать понять собеседнику, что видите в нем достойного человека, который временно не может выполнить свои финансовые обязательства. Обсуждение проходит не вокруг характера заемщика, а вокруг проблемы. Кроме того, если взыскателю удастся увидеть в лице должника человека, который нуждается в помощи, это поможет начать откровенный разговор по существу. Для решения проблем с мотивацией, в ходе диалога необходимо показывать должнику его интерес, естественные последствия его действий и бездействий, при этом нужно постоянно проводить поиск и анализ тех последствий, которые представляют ценность для должника. Последствий, наступление которых должник не желает. Необходимость такого поиска обуславливается тем, что для разных людей одинаковые последствия имеют разные значения. Кто-то не желает, чтобы о проблеме знали близкие родственники, кто-то скрывает долговую проблему от руководства на работе. И проводить такой анализ нужно аккуратно, чтобы не прервать раппорт и не потерять доверие заемщика. Если взыскатель понимает, что должник обманывает его, значит, должник ему не доверяет, следовательно, и раппорта нет. Особое внимание этому стоит уделить тогда, когда заемщик начинает неожиданно лгать после успешного опыта доверительного общения. Для установления, восстановления доверительного общения необходимо обсудить ряд вопросов, по которым у взыскателя с заемщиком нет разногласий. Это может быть любая истина, трюизм, аксиома. Работу с самой проблематикой взыскателю необходимо начинать в модели понимания ситуации должником, а не противопоставлять ему сходу свое видение ситуации. После необходимо мягко присоединиться к системе должника, соглашаясь с ним по ряду неоспоримых вопросов, и повести его в правильном направлении. Зачастую должник имеет так называемую ассоциированную мета-позицию, которая дает доступ только к собственным оценкам и ощущениям. На практике это означает, что должнику важна только собственная выгода здесь и сейчас. Необходимо показать, осветить должнику диссоциированную мета-позицию, которая позволит ему наблюдать текущие или просматривать прошлые события, глядя на себя со стороны. Именно в этой, диссоциированной позиции, для решения проблемы должника возможно разрабатывать стратегии, т.е. совокупность последовательных мыслительных и поведенческих шагов, которые приведут к необходимому результату. Последовательность в данном контексте - самое важное. При всей кажущейся мягкости медиативного подхода в урегулировании финансового спора, остается неизменным разработка четкого плана дальнейших действий, отражающего сроки оплаты, размеры и детали платежей. В письменном виде это может быть отражено в форме медиативного, мирового или иного соглашения. После заключения такого соглашения заемщик достигает полного согласия с взыскателем, единого с ним понимания проблематики, и в случае своевременного исполнения такого соглашения избавляет себя от всех возможных негативных последствий, связанных с процессом взыскания. Внесудебные процедуры позволяют избежать хоровода жалоб и заявлений, сразу начать работать с проблемой по существу. Очевидно, что решение суда, какое бы справедливое оно не было, не устроит одну из сторон. Кроме того, суд ставит точку в отношениях сторон и сохраняет конфликт, а медиация позволяет исчерпать конфликт, сохранить и укрепить отношения сторон. Стоит вспомнить и об открытости судебных процессов и судебных решений, что не всегда является желательным как для кредитора, так и для заемщика. Медиативный подход требует от взыскателя достаточного количества времени для такой работы, за пару минут телефонного разговора он неосуществим. Кроме этого, специалисту необходимо хорошо разбираться в психологии, как впрочем, и в других дисциплинах. Профессиональный медиатор может применять медиативный подход очень эффективно в качестве фрагментарного использования различных практик медиации. Очевидно, что медиативный подход хорошо применим в отношении заемщиков с достаточным уровнем социокультурного развития. В то же время это становится нужным ориентиром для остальных заемщиков и хорошим вектором развития всего гражданского общества.

 Автор статьи: Евгений Гвоздев